КорзинаКорзина

(495) 979-1-222

info@t-vkusa.ru

Мёд — здоровье!

Интернет-магазин натурального мёда и продуктов пчеловодства!

Мёд — здоровье!

Интернет-магазин натурального мёда и продуктов пчеловодства!

Мёд — здоровье!

Интернет-магазин натурального мёда и продуктов пчеловодства!

Мёд — здоровье!

Интернет-магазин натурального мёда и продуктов пчеловодства!

Мёд — здоровье!

Интернет-магазин натурального мёда и продуктов пчеловодства!

Мёд — здоровье!

Интернет-магазин натурального мёда и продуктов пчеловодства!

Мёд — здоровье!

Интернет-магазин натурального мёда и продуктов пчеловодства!

Мёд — здоровье!

Интернет-магазин натурального мёда и продуктов пчеловодства!

Русские святые, покровители пчеловодства

Вот и пчельник деда Клима:

Хата, садик и прудок –

И угодника Зосимы

Над калиткой образок.

(стихотворение И.Сурикова «Дед Клим»)

В России, Белоруссии и на Украине заступниками пчеловодства издавна считались святые Зосима и Савватий. Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский  монастырь, и, наконец, в 1429 г., морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом. Зосима и Савватий по преданию завозили из Соловков пчел, учили людей пчеловодству. Образа с изображением этих святых встречались на каждом пчельнике.

Между днем св.Зосимы (30 апреля) и св.Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон. 30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку. Посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него – хлеб и соль, черепок с жаром, Богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу. Служился молебен святым – Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой. 2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Милосердный Спас всяку душу спасает, Зосима-Савватий пчелу бережет, «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы- Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле растит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится – Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

В истории отечественного пчеловодства занимают особое и почетное место монастыри. Медоносная пчела издревле в народе почиталась как неутомимая труженица, освященная особой благодатью. Православный монастырь тоже во многом похож на пчелиную семью. В нем все работают, как пчелы, на общее благо и трудятся не ради наживы, а ради телесного и духовного пропитания всех нуждающихся. Поэтому в жизни нашей страны православные монастыри всегда играли как большую экономическую, так и просветительскую роль.

В Древней Руси они были форпостами освоения новых земель. Монахи, удаляясь от мирской жизни в лесные пустынные места, чтобы помолиться Богу, основывали там обители. Возле них постепенно возникали поселения. К началу царствования Екатерины II в России насчитывалось более тысячи монастырей. Располагались они, как правило, в живописнейших местах, на истоках малых и больших рек, у лесных озер. Монастыри в окружающих их лесах в широких масштабах вели бортевое пчеловодство, получали много меда и воска и были освобождены от медовых даней. Богатые князья по случаю церковных праздников дарили им бортные леса «и с поземом, и с озеры, и с бобры, и с перевесища», щедро наделяли их из двора своего княжеского воском «на посвет».

Развитие монастырями пчеловодства несло в себе особый смысл. Мед – божественная сладость. Полагали. Послан людям на землю для их земного счастья. «Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом…» — обещает верующим устами пророка Бог. (Пс.80;17). Восковая свеча – чистое, угодное Богу приношение молящихся. Поэтому почти во всех монастырях имелись пасеки. Так, Ново-Афонский монастырь, расположенный неподалеку от Сухуми, имел две пасеки, на которых насчитывалось около тысячи ульев. Монастырские пасеки из 200 семей были даже в северных губерниях – Архангельской, Петербургской, владимирской. Особенно славился и оказывал сильное влияние на пчеловодство России Соловецкий монастырь.

Хорошо ухоженные монастырские пасеки служили примером для окрестных пчеловодов. Пчеловодство основывалось на полной роевой основе. Выходящие рои получали имена святых: «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Сергий», «Ильин». Мед высочайшего класса использовали для «домашнего употребления». Многие монастыри имели небольшие, но довольно производительные воскобелильные и свечные заводы. Свечной завод знаменитой Сергиевой Лавры готовил в год 800 пудов свечей для себя и 900 пудов на продажу ( Один русский пуд равен 16 кг).

С пчеловодством связаны имена многих святых. Медом диких пчел питался Иоанн Предтеча в пустыне. Имеется икона святителя Иоанна Златоуста с атрибутом пчеловодства – ульем-сапеткой, что дает основание предположить о его причастности к пчеловодству.

0.000 items